Loading...

Обычно в  конфликте выделяют четыре стадии развития. 

1. Предконфликтная ситуация - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности. 

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон: 

1. Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид. 

2. Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере. 

3. Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование «образа врага» и установка на борьбу. 

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28.08.1914 г., стало формальным поводом для начала первой мировой войны. Хотя объективно напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет. 

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая третья сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. 

2. Стадия развития конфликта. 

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. 

3. Стадия разрешения конфликта. 

Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д. 

На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации - невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений. 

На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий: 

1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; 

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон; 

3) борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов; 

4) стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя; 

5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы. 

4. Послеконфликтная стадия. 

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений: 

- насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели; 

- какими методами и способами велась борьба; 

- насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.); 

- насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны; 

- удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон; 

- какие методы были положены в основу переговорного процесса; 

- насколько удалось сбалансировать интересы сторон; 

- навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой или явился результатом взаимного поиска решения конфликта;

- какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. 

Чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т. е. его внешние пределы в пространстве и во времени. 

Выделяют три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной, внутрисистемный. 

Пространственные границы обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт. Чёткое определение пространственных границ конфликта важно, главным образом, в международных конфликтах, что тесно связано с проблемой участников конфликта. В нашей недавней истории подобная задача возникала неоднократно в ходе межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Северном Кавказе и других регионах. Где следовало бы чётко определить территориальные границы зоны конфликта для осуществления превентивных мер. 

Временные границы обуславливают продолжительность конфликта. Его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся за-висит. В частности, юридическая оценка действий его участников в тот или иной момент времени. 

Конфликт будет признан начавшимся, если: 

1. Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (своему противнику); при этом под действиями понимаются как физические действия, так и передача информации (устное слово, печать, ТВ и т. д.). 

2. Второй участник осознаёт, что указанные действия направлены против его интересов. 

3. Второй участник начинает активные ответные действия, направленные против первого участника. 

Таким образом, это означает, что, если действует один участник или участниками производятся лишь мыслительные операции (планирование поведения, обдумывание образа действий противника, прогнозирование хода будущего конфликта и т. п.), говорить о наличии конфликта неправомерно.

Личностные элементы конфликта

1) основные психологические доминанты поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

4) неадекватные оценки и восприятия;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Основные психологические доминанты поведения личности

 

Ценностные ориентации людей как субъектов конфликта формируются в процессе социализации личности и выражаются в тех моральных, идеологических, политических и других принципах на основе которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строит свое поведение в этой ситуации. На базе ценностных ориентаций происходят вычленение и дифференциация объектов конфликта по их значимости, решается вопрос о том, следует ли вообще участвовать в конфликте.

 

Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Применительно к конфликту цель его субъектов - представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его участники.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности. Применительно к конфликту мотив — это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта. Такой основой вступления в конфликт в конечном счете выступает необходимость реализации его субъектами своих интересов. 

Интересы участников конфликта - это осознание ими объекта конфликта как своей потребности. Отсюда повышенное внимание именно к данному объекту конфликта, а не к другому. Именно противоречие интересов рождает конфликт. Если объект не представляет никакого интереса, конфликт из-за него не возникает. Это объясняется тем, что основой интереса является потребность.

Потребность субъектов конфликта - это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования. Поэтому она является самым глубинным источником активности субъектов и толкает их на конфликтные действия. 

Типы личностей и типы характера личности 

Психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, способе реагирования на слова и поступки людей. 

Экстраверты — люди, требующие постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость.

Интроверты — стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.

Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

Эмоционально стабильным людям свойственны эмоциональная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей.

Особо важный личностный элемент конфликта — чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида. Для их обозначения выдающийся немецкий психиатр Карл Леонгард (1903—1987) ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрез мерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность.

Леонгард выделяет две группы акцентуированных личностей: (1) акцентуация характера (демонстративный, недактичный, застревающий, возбудимый) и (2) акцентуация темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно-экзальтированный).

 Художественный и мыслительный типы личности.

У людей, относящихся к художественному типу, доминирует правое полушарие мозга. Для них характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия. 

У представителей мыслительного типа доминирует левое полушарие. У них преобладают абстрактное мышление, стремление к теоретизированию, логические рассуждения, рациональность преобладает над эмоциональностью.

Когда речь идет об общении и взаимодействии людей, так как резкое расхождение между людьми по этим качествам может стать причиной возникновения конфликта

Идеальные типы индивидуальности и шесть основных идеальных типов

Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882—1963) в своем сочинении «Формы жизни» выделил шесть основных идеальных типов людей, соответствующих различиям в их ценностных ориентациях.

Теоретический человек - имеет теоретическую установку. В свое практическое поведение он повсюду вносит систему и логику. В наиболее чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых. Люди этого типа являются очень сложными натурами.

Экономический человек - он необязательно связан с производством. Основным мотивом, определяющим характер его бытия, является полезность. Смысл его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

Эстетический человек - это эстетически переживающие души. Такой человек живет в мире фантазий, через которые он и воспринимает реальную действительность. Он обладает особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для людей этого типа самым главным является красота души и мир фантазий, а непосредственное соприкосновение с миром для них всегда болезненно.

Социальный человек - полностью обращен к чужой жизни и «чувствует себя в другом». Его потребность в самоотречении ради другого является ведущей жизненной потребностью, а все духовные действия, имеющие отношение к прагматике, полностью исключаются. Для него социальная установка является организующим принципом душевной жизни, а высшее проявление социальной направленности — любовь, определяющая все индивидуальное бытие.

Политический человек - ведущей жизненной установкой для него является власть как способность и стремление делать собственные ценностные ориентации ведущим мотивом других людей. Главная сторона жизни такого человека — самоутверждение через обладание властью.

Религиозный человек - это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего переживания религиозных ценностей.

В своей работе «Общение с трудными людьми» Р.М. Брэмсон выделяет ряд типов трудных в общении людей:

«агрессивисты» — они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают;

«жалобщики» — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность;

«молчуны» — спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят;

«сверхпокладистые» — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд;

«вечные пессимисты» — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать «нет», поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится;

«всезнайки» — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом «превосходстве» знали и другие. Они могут действовать как 

 

«бульдозер», расталкивающий всех на своем пути со своими «знаниями». Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.

Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов:

«максималисты» - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

«скрытные» - держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно;

«невинные лгуны» - заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что - нет;

«ложные альтруисты» - якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах, или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации.

 

 Неадекватные оценки и типичные ошибки восприятия

Эффект ореола - ошибка, которая возникает при необходимости делать выводы о внутренних характеристиках другого человека по внешним признакам. Суть ее состоит в распространении в условиях дефицита информации, общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. 

Эффект бумеранга - при определенных воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельную личность может получиться результат, противоположный ожидаемому. Этот эффект, как правило, возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит не соответствующий действительности характер, если, наконец, субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у тех, кто ее воспринимает. В этих условиях, если источник информации будет даже говорить правду, можно ожидать, что ему не поверят.

Эффект новизны - при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой является первая информация, а по отношению к знакомому — последняя, то есть более новая, информация.

Эффект снисходительности - тенденция оценивать себя и других более высоко по шкале положительных характеристик и более низко по шкале отрицательных качеств. 

Логическая ошибка близка к эффекту ореола. Суть ее заключается в часто повторяющейся взаимосвязи качеств личности, о которых известно лицам, выступающим в качестве экспертов. В данном случае качества личности оценивают исходя из определенных логических построений. Высокая или низкая оценка какой либо характеристики дается только исходя из того, что она вроде бы логически связана с другими.

Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип — это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта: группы, индивида, явления. Его наличие играет существенную роль в оценке человеком других людей и событий. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, он может быть и ложным, выполнять негативную роль, формируя ошибочное представление о людях, затрудняя взаимодействие между ними и способствуя развитию конфликта. 

Ошибка центральной тенденции возникает тогда, когда оценивающий избегает давать низкие или высокие оценки, а пользуется усредненными оценками. В итоге, например, все работники в глазах руководителя оказываются лишенными индивидуальности, а конкретный вклад в общее дело обезличивается. 

Ошибка привлекательности и взаимной симпатии заключается в том, что из-за симпатии к близкому человеку оценка завышается. 

Ошибка близости проявляется, когда оцениваемый сравнивается с другими людьми этого же статуса и социальной роли, а не автономно, безотносительно к кому-либо.

Дополнительная информация

 

 

 

Список лекций