Loading...

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, несовместимых в какой-то конкретной ситуации.

Причины межличностных конфликтов

1) социально-психологические:

- различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть и другие ресурсы);

- неудовлетворительные коммуникации (потери и искажения информации в процессе межличностного  взаимодействия);

- несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей;

- различия в способах оценки деятельности и личности друг друга; 

- психологическая несовместимость (неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок, различия в манере поведения и жизненном опыте).

2) личностные, или собственно психологические:

- низкий уровень социально-психологической компетентности;

- недостаточная психологическая устойчивость;

- неразвитая способность к эмпатии;

- неадекватная самооценка;

- чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

 

Выделяют 5 основных групп причинных факторов конфликтов (классификация Линкольна):

1. Информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон (неполные и неточные факты, слухи, преждевременная и опоздавшая информация, ненадежность экспертов, свидетелей или данных, спорные вопросы законодательства, правил, стереотипов и т.д.).

2. Поведенческие факторы - характеристики поведения, отвергаемые одной из сторон конфликта (стремление к превосходству, унижение, проявление эгоизма, неуместность, грубость, проявление агрессивности, особенно связанное с угрозой личной безопасности и т.д.).

3. Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.

Важнейшими факторами отношений являются: вклад сторон в отношения, важность отношений для каждой из сторон, совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и профессиональных целей, различия в образовательном уровне, классовые различия, история отношений, их длительность, ценности групп, к которым принадлежат сторон, и их давление на отношения сторон.

 

4. Ценностные факторы - жизненные принципы, которых придерживаются или отвергают личности. Сюда относятся личные системы верований, групповые традиции, способы действия и методы, свойственные отдельным институтам и организациям, культурные и политические ценности

5. Структурные факторы - относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания. В качестве подобных факторов могут выступать власть, система управления, социальные нормы, статус, роли, право собственности, географическое положение и др. Эти факторы трудно или даже невозможно изменить, поскольку они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных и т.п.

 

Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

• познавательную (возникновение конфликта как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

• функцию развития (конфликт — важный источник развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

• инструментальную (конфликт как инструмент разрешения противоречий);

• перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками). 

Деструктивные функции конфликта связаны с:

• разрушением существующей совместной деятельности;

• ухудшением или развалом отношений;

• негативным самочувствием участников;

• низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

 

 

Структура и динамика межличностных конфликтов

Сам конфликт состоит из трех периодов:

1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если он представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация, которая характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

Стили поведения в межличностном конфликте

- Уклонение. Этот метод подразумевает, что человек избегает спорные ситуации, пытаясь вести себя так, чтобы его поведение не могло вызвать проявления негатива со стороны компании или отдела. Уклонение направлено на то, чтобы уйти от ситуации не уступая, но и не настаивая на своём мнении.

- Приспособление. Данный способ, как и предыдущий не решает проблему. Путем различных уговоров человеку навязывается какое-либо мнение. При этом наступает некий покой, но проблема сохраняется. Это может привести к тому, что в конечном итоге произойдет «взрыв» эмоций, и конфликт снова станет актуальным.

- Соперничество. Этот способ так же не является эффективным. При таком методе получается, что человека заставляют принять точку зрения другого человека. Принуждение всегда вызывает отрицательные эмоции. Человек, который применяет этот стиль, ведет себя агрессивно, и его не интересует чужое мнение.

- Компромисс. Здесь речь идет о том, что один участник конфликта добровольно принимает полностью или частично сторону другого участника. Однако на ранних стадиях развития конфликта не является целесообразным.

 

- Сотрудничество. Этот метод считается наиболее эффективным. Участники конфликта признают право каждого на собственное мнение и готовы понять друг друга. Тот, кто соглашается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решения проблемы.

Дополнительная информация:

Список лекций